Основной причиной ДТП с участием водителей скутеров и мопедов эксперты считают возрастной фактор

1 сообщение / 0 новое
admin
Аватар пользователя admin
Видели: 2 недели 11 часов назад
Зарегистрирован: 12 марта, 2012 - 13:29
Основной причиной ДТП с участием водителей скутеров и мопедов эксперты считают возрастной фактор

Эксперты в области обеспечения безопасности дорожного движения назвали основные причины, влияющие на уровень аварийности с участием водителей скутеров, мопедов и другой маломоторной техники. По мнению экспертов, ключевое значение здесь имеет возрастной фактор, в силу которого эти водители не всегда отдают себе отчет в опасности своих действий.

скутер малолетний
Согласно вступившим в силу изменениям в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, для управления мопедами и легкими квадрициклами введена новая категория – «М». Получить водительское удостоверение на скутер или мопед теперь можно будет только с 16 лет и только после обучения в автошколе.
Простые в управлении и доступные по цене механические средства передвижения в последнее время стали очень популярными в подростково-молодежной среде. В связи с этим эксперты отмечают острую необходимость грамотного обучения этой категории молодых водителей, причем не только технике управления, но и, прежде всего, правильному поведению на дороге. Зарубежные исследования показывают, что безопасное поведение при управлении транспортными средствами формируется примерно к 25 годам. Более молодые водители в силу своих возрастных особенностей зачастую не понимают возможные риски для своей жизни и здоровья.
По мнению экспертов, у 16-летних молодых людей принижено чувство опасности, что проявляется в безрассудном поведении на дороге или подсознательной передаче ответственности за свою жизнь в чужие руки, - взрослым водителям, которые, как считают молодые люди, должны о них позаботиться. Еще одной ярко выраженной особенностью поведения молодых водителей является чувство бравады, демонстративное пренебрежение опасностью, при этом присутствует серьезная переоценка собственных сил и возможностей транспортного средства. Все это зачастую происходит под влиянием окружения, среды сверстников и принятого здесь стиля поведения и общения.
Еще одним фактором опасности является небольшой жизненный опыт молодых водителей, в том числе опыт управления транспортным средством в условиях интенсивного дорожного движения. Зачастую водители скутеров и мопедов не могут предвидеть опасности или нештатных ситуаций на дороге, не знают, как их предотвратить или избежать, теряются и совершают неадекватные поступки.
Для молодежной среды характерен и определённый правовой нигилизм, непонимание или отрицание роли законодательных запретов и ограничений, пренебрежение к соблюдению законности, - все это также приводит к сознательному нарушению ПДД и, в конечном счете, к дорожной аварии.
По заключению экспертов, что все эти особенности необходимо учитывать в процессе обучения водителей мопедов и скутеров, причем акцент должен делаться именно на психологических факторах. Обучение молодых водителей только лишь управлению транспортным средством, без учета навыков безопасного поведения на дороге, эксперты считают недопустимым.

Водители категории "М": как сохранить их жизни?
Федеральным законом № 92-ФЗ, подписанным 7 мая 2013 года, введена новая категория транспортных средств "М" - мопеды и легкие квадроциклы. К управлению ими допускаются молодые люди в возрасте 16 лет (исполнительная власть субъекта РФ может понизить этот возрастной ценз до 14 лет) и получившие права после обучения в автошколе. В этой связи возникает принципиально новая задача - обеспечение безопасности дорожного движения данной категории водителей. К сожалению, вопрос, вынесенный в заглавие статьи, непростой, и надо честно признаться, автотранспортная система не готова к его решению. Попытаюсь в представленном материале это доказать и найти ответ на поставленный вопрос.
Развитие автотранспорта привело к появлению простых в управлении механических средств передвижения с объемом двигателя, не превышающем 50 куб. см, освоение которых легко доступно молодым людям. Казалось бы, можно только радоваться. Но, увы, надо понимать, что водители этих средств в массовом количестве становятся участниками непростого российского дорожного движения. Поэтому о безопасности и сохранении жизней молодых людей следует позаботиться заранее. Какие в связи с этим необходимо предпринять меры?
Прежде всего, надо сразу отметить, что самым главным опасным фактором является возраст водителей этой категории. Разрешение на управление мопедами, получаемое с 16 лет, требует правильного понимания психологии людей данного возраста с тем, чтобы организовать эффективное их обучение. Зарубежные исследования в авиации и на автотранспорте показывают, что безопасное поведение при управлении техническими системами формируется в среднем к 25 годам. Поэтому водители автомобилей моложе, как свидетельствует статистика ДТП, небезопасны. Но за руль автомобиля разрешено садиться с 18 лет, а к управлению мопедом допускаются с 16.
Становится очевидным, насколько остро встает проблема грамотного обучения молодых водителей... но не технике управления, а правильному (безопасному) поведению на дороге. Только с этих позиций следует разрабатывать учебную программу. Чтобы данная задача была успешно решена, необходимо хорошо понимать, что отличает молодых людей в возрасте менее 25 лет и особенно 16-летних, желающих получить право на управление мопедом?
Во-первых, у них принижено чувство опасности. Те их сверстники, у кого оно развито, к обладанию мопедом не рвутся. Они на бессознательном уровне испытывает, если не страх, то боязнь управления мопедом в транспортном потоке автомобилей. Срабатывает врожденный психический механизм защиты от опасностей, в данном случае на дороге. Приниженное чувство опасности способно сыграть злую роль при самостоятельном вождении. Это проявляется в "пофигистском" поведении на дороге или подсознательной передачи ответственности за свою жизнь в чужие руки, т.е. взрослым водителям, которые, как считают молодые люди, всегда о них позаботятся. С эти заблуждением необходимо помочь юношам при обучении расстаться.
Во-вторых, у них выражено чувство бравады, когда демонстрируется пренебрежение опасностью в глазах своих друзей. И чем значимее друг, тем чувство бравады проявляется сильнее. Это опаснейшее чувство, о котором ни в одной программе подготовки водителей ничего не говорится. Анализируя его, я выделил феномен "демонстрационное вождение", суть которого в том, что молодой человек хочет показать максимальные возможности своего "железного коня" и свои, как его "седока", абсолютно ничего не зная о том, что при этом может выйти за границу своих профессиональных и психофизиологических возможностей. Другими словами, при демонстрационном вождении нередко возникают "ножницы", когда огромное желание показать "нечто" сопровождается значительно уступающими по своим параметрам подготовке и психофизиологическим ресурсам. Результат такого вождения печален. При обучении данная опасность должна находиться в поле зрения педагогов и инструкторов.
В-третьих, у них крайне мал жизненный опыт, а тем более опыт управления мопедом в условиях плотного и интенсивного дорожного движения. Поэтому они не предвидят опасности там, где они проявляются, а также имеют скудную информацию о возможных нештатных ситуациях на дороге. К сожалению, ничему этому при обучении в автошколах не учат. Данный компонент подготовки должен стать обязательным.
В-четвертых, некритически воспринимают информацию от своих ровесников о дорожных "подвигах" при управлении мопедом. Это один из очень опасных факторов, когда кто - то из друзей, рассказывая о своих водительских "успехах" и существенно их приукрашивая, повышает мотивацию у других на опасное вождение. А если молодой человек еще и самолюбив, то уступать, тем более, не намерен и начинает думать о том, как превзойти своего друга, не догадываясь, что в его рассказе фантазии было больше, чем правды. Результат такого вождения предсказуем - ДТП. Об этой опасности водителей мопедов следует поставить в известность.
В-пятых, можно сказать, что у них на все сто процентов работает защитный механизм, суть которого в том, что "негативное событие случится с кем-то, но не со мной". Этот защитный механизм крайне необходим человеку, особенно в современном российском социуме, хотя бы для того, чтобы не сойти с ума от просмотра вечерних новостей или знакомства с ними по Интернету, где кого - то убили, утопили, ограбили, сожгли и т. д. Разумное отключение данного механизма, особенно в опасных ситуациях, к коим относятся дорожные, крайне полезно. В молодом же возрасте его используют неправильно, поэтому о негативных последствиях, а тем более возможной гибели, задумываются единицы. Об этом, к сожалению, в программах обучения ничего не говорится. Этот недостаток следует устранить при обучении в автошколе.
В-шестых, у них очень сильно проявляется стиль поведения, сформировавшийся до обучения вождению и, если он включает негативные формы (постоянно спешить, никому не уступать, делать что-то, что запрещено и т. д.), то это крайне опасно. Когда у молодого человека до обучения в автошколе сложился такой стиль поведения, при котором он постоянно спешит, уступку кому-то воспринимает как личное оскорбление и игнорирует все запреты, то он так же будет действовать и при управлении мопедом. Это агрессивный стиль вождения, формированию которого очень способствуют неправильные уроки, полученные от родителей или старших товарищей, когда молодой человек находился в качестве пассажира в автомобиле. Изменить стиль поведения - задача крайне непростая, но о ней хотя бы должен знать обучаемый. Здесь большое значение имеют отдельное рассмотрение этого вопроса при теоретическом обучении в автошколе и роль инструктора при практической вождении.
В-седьмых, непонимание роли нормативных документов, и в частности, ПДД, как инструмента, обеспечивающего безопасность дорожного движения. К сожалению, мы живем в обществе, где правильное отношение к законам и другим нормативно-правовым актам, фигурально выражаясь, не зафиксировано на генном уровне и не формируется с пеленок. Поэтому не соблюдать требования документов - это наша национальная забава, присущая всем возрастам, но которая очень дорого обходится молодым людям, когда они выезжают на дорогу. Программы обучения, преподаватели и инструктора должны эту особенность учитывать и сделать все возможное, чтобы заставить молодых людей понять хотя бы роль ПДД. Возьму на себя смелость предложить, что национальной идеей для россиян, о которой столько говорят и предлагаются разные варианты, должно стать формирование законности в обществе, начиная с формирования понимания и уважения закона в детском саду, школе и заканчивая законными действиями чиновников госорганов.
В-восьмых, у них выражено игнорирование информации о запретах и ограничениях. Этот недостаток близок предыдущему, но имеет свои особенности. Молодой человек понимает, какую роль играют ПДД в обеспечении безопасности вождения, но в силу определенной незрелости может превысить скорость, где это чрезвычайно опасно, не использовать защитный шлем, поехать запрещенным маршрутом и т. д. В автошколе на данный опасный фактор стоит обратить особое внимание, поскольку вероятность его проявления очень большая.
В-девятых, у них имеет место переоценка своих сил и возможностей, а также "железного коня". Выше уже говорилось о демонстрационном вождении. Но данный опасный фактор проявляется и в других ситуациях, когда, например, водителю кажется, что он успеет проскочить или затормозить, увернуться и т.д. Увы, часто это приводит к негативным последствиям. На занятиях в автошколе следует на конкретных примерах раскрыть роль правильного понимания своих возможностей и мопеда.
В-десятых, ярко проявляется личностные особенности, в первую очередь, характер, который может не отвечать требованиям безопасности дорожного движения. Не случайно говорят, что "характер - это судьба". Наиболее опасны асоциальные особенности характера. К ним относятся такие, как агрессивность, склонность к необоснованному риску, недисциплинированность, выраженное самолюбие, неразвитость чувств уважения, сострадания, взаимопомощи и др. Очень опасен низкий уровень интеллекта, особенно в сочетании с агрессивностью. Поэтому, прежде чем обучать, необходимо протестировать молодых людей, выявить у них уровень развития профессионально важных качеств, определить среди них "слабые звенья" и обратить на это внимание при индивидуальном обучении.
Нельзя также забывать и о том, что все перечисленные опасности у молодых людей усиливаются тем, что они легко отрабатывают сенсомоторные навыки управления мопедом, что порождает ложную уверенность в легкости освоения вождения и обеспечении его безопасности. Поэтому разделить навыки управления мопедом от умений и навыком обеспечения безопасного вождения в сложных дорожных условиях в автошколе чрезвычайно важно.
Итак, как сохранить жизни водителей категории "М"? Ответ такой: все отмеченные особенности должны быть учтены в программе обучения водителей мопедов с акцентом на психологию. Особая ответственность возлагается на преподавателей и инструкторов, которым предстоит все перечисленные выше опасности нивелировать в процессе обучения. Недопустимо выпускать молодых водителей, лишь научив их управлению мопедом.

gibdd.ru