Надеемся, некоторым автомобилистам будет полезно ознакомиться с методами правки вмятин при сохранившемся лакокрасочном покрытии.
Почему первый блин часто получается комом? Потому, что никакие инструкции не заменят опыта. Править же вмятины, не повреждая краску, несколько сложней, чем печь блины, в чем мы недавно убедились. На рынке полно приспособлений, купив которые кто-то сразу ощущает себя мастером по ремонту авто. Обзавелись и мы скромным набором крючков и прочего. Назначение крючков – давить на вмятины с изнанки, куда нет прямого доступа.
Это лишь минимальный набор инструментов: лампа с присоской для крепления, крючки, керн, пластиковая выколотка, эластичная насадка...
А на чем упражняться? На крышке багажника редакционного «Ситроена» было несколько мелких вмятин – ими мы и решили заняться. Прежде всего теми, которые снизу прикрыты усилителями крышки, – их без крючков не одолеть. А в том, что это у нас легко получится, убедил учебно-рекламный фильм. В полном соответствии с ним мы отполировали машину, высветили вмятины косым светом лампы, чтобы лучше их проявить...
ПЕРВЫЙ БЛИН
Вмятина номер один – на крышке, точно над усилителем. Придется сверлить в нем отверстие.
При работе в подобных местах ограничитель глубины сверления очень полезен.
Тому, кто не привык работать вслепую, трудно. А совершить ошибку, превысив усилие, легко!
В свете лампы контролируем результат. Убрать еще эту загогулину, и работа будет завершена!
Короче, лишь на первую «ямку» потратили чуть не весь день. Впору подучиться у профессионалов!
Случай представился довольно скоро – когда наш водитель обнаружил на заднем крыле «Фольксвагена-Кэдди», рядом с фонарем, впечатляющую вмятину.
Вмятина на «Кэдди» режет глаз, но расположилась удачно.
Обратился в один из московских сервисов. Естественно, стратегию правки конкретного участка каждый специалист определяет сам, исходя из своего опыта, знаний и т. д. Последовательность действий в нашем случае показана на снимках. Сняв задний фонарь, мастер получил неплохой доступ к вмятине с обратной стороны, – естественно, для работы крючками.
Фонарь снят. Доступ к обратной стороне повреждения открыт. Вмятина высвечена лампой.
Мы, конечно, уже знали, что можно, например, предварительно «вытянуть» вмятину приспособлениями вроде приклеиваемых грибков, присосок и т. п. Нынче это довольно популярные технологии. Но не обязательные. Наш мастер не стал тратить на них время, а начал с другого. Включив лампу подсветки, он основательно (и довольно долго) простукивал пластиковым керном весь периметр вмятины... внутрь! Кто-то скажет: где тут логика? А она вот в чем. Металл в этих местах, понемногу выправляясь, как бы подтягивал середину вмятины наружу, что должно было облегчить последующие действия крючками. Как видим, то, что делал мастер, даже с точки зрения сопромата непросто, а уж на практике – тем более!
После первоначальной правки мастер переходит к доводке поверхности крючками.
Покончив с этим делом, жестянщик начал «массировать» вмятину изнутри. Движения крючком мягкие, расчетливые, без суеты. Процесс долгий – несколько часов с перерывами на краткий отдых для глаз: от напряжения и слепящего света лампы они очень устают. Любопытно, что поначалу мастер не особенно заботился об идеальной форме того, что получалось, – ямки, бугорки... Кое-кто из зрителей даже начал проявлять беспокойство, но спустя какое-то время неровности стали чудесным образом исчезать, а крыло «Кэдди» – все больше походить на новое. Таково высокое искусство! Результат показываем на последнем снимке.
Вмятины как не бывало. А глазам мастера требуется продолжительный отдых.
Описанные операции обошлись нашей бухгалтерии в 5000 рублей. Но любой знает, что ремонт крыла традиционными способами стоил бы в разы дороже. Самое же главное – наш автомобиль, если проверять его лакокрасочное покрытие приборами, останется в категории небитых! Так почему же все еще в почете шпатлевка? Всё просто. Моментально твердеющая полиэфирная масса позволяет откровенно халтурить: можно вылепить из нее даже то, что давно сгнило, затем окрасить машину и получить от владельца немалые деньги. Конечно, хозяин древнего авто может и мириться с наслоениями шпатлевки, пока «это» еще ездит. А вот владельцу свежей машины советуем ни в коем случае не спешить к горе-мастерам. Традиционные способы ремонта создают уйму проблем – от коррозии помятого места до неприятностей при продаже: ведь от современных приборов шпатлевку не скроешь.
Итак, не все технологии стоит осваивать, игнорируя специалистов. Напомним шутку: «По канату, натянутому через ущелье, ходить вовсе не трудно, – только держи равновесие!». Попробовать не желаете?
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
Выправлять вмятины без перекраски, с сохранением заводского покрытия, сегодня научились повсюду. Если грамотно воздействовать на деформированный металл, то вмятину можно полностью убрать, не повредив при этом прочное и эластичное лакокрасочное покрытие. Но важный нюанс процесса в том, что на вмятину нельзя просто давить. Так исходную форму детали не восстановишь. Чтобы это понять, представим, что помята дверь и хозяин, вставив внутрь резиновый баллон, накачивает его. Нагрузки распределятся так, что заломанный металл вмятины не выпрямится, а всё остальное будет потянуто! Следует локально воздействовать на некие ключевые точки, затем на другие – и так далее. Дело чрезвычайно кропотливое. Но говорят же, что оно мастера боится. А так как прямой доступ к вмятинам изнутри есть не всегда, в ход идут особые рычаги, крючки – различных форм, размеров, жесткости... Как ими воспользоваться, опять-таки определяет мастер.
zr.ru